АНАЛИТИКА И ПУБЛИКАЦИИ (10)

Четверг, 30 июля 2020 15:53

Современная Китайская армия

Таиров Р.А. и Хан А.Д., 30 июля 2020

Вооруженные силы Китая были основаны 1 августа 1927 года во время гражданской войны. За 93 года своей современной истории они проделали колоссальный путь от самой отсталой до одной из сильнейших армий на планете. Эксперты ставят ее на второе или на третье место в мировом рейтинге вооруженных сил.

 

История китайских вооруженных сил насчитывает более четырех тысяч лет. Многие древние знания об искусстве войны до сих пор практикуются в военных ВУЗах Китая.

Но датой создания НОАК считается 1 августа 1927 года, когда в ходе восстания в городе Наньчан была основана Красная армия Китая под руководством будущего руководителя страны Мао Цзэдуна. Красная армия Китая сражалась против вооруженных сил Гоминьдана, затем боролась против японских интервентов. Название НОАК она получила после окончания Второй мировой войны.

Начиная с 50-х годов НОАК пережила несколько существенных сокращений и наиболее значительное из них было проведено в начале 80-х годов. До этого времени китайская армия была, в основном, сухопутной. После того, как вероятность войны на севере снизилась, китайское руководство стало уделять больше внимания югу – Тайваню, спорным территориям в Южно-Китайском море.

В 90-е годы прошлого века руководство КНР начало программу модернизации национальных вооруженных сил, которая привела к впечатляющим результатам. Больше внимания стало уделяться развитию военно-морского флота, ракетным войскам и военно-воздушным силам.

Реформы председателя КНР Си Цзиньпина резко повысили боеспособность ВС КНР, сделав ее более мобильной, современной и технически оснащенной.

24 июля 2019 года в Китае была обнародована юбилейная десятая «Белая книга», которая выпускается с 1989 года, под названием «Национальная оборона Китая в новую эру». Основная часть документа посвящена структурным реформам ВС КНР. Также в «Белой книги» определены две основные цели, которые должны быть достигнуты в строительстве вооруженных сил Китая до конца первой половины XXI века: к 2035 году предполагается завершить модернизацию организационной структуры армии, ее вооружения и оснащения; к 2049 году – «превратить вооруженные силы Китая в армию мирового уровня».

Развитие оборонного сектора напрямую зависит от экономического роста страны, который, несмотря на мировые кризисные явления в последнее время, демонстрирует завидную устойчивость.

Таиров Р.А. и Хан А.Д., 30 июля 2020

Увеличение военных расходов повышает обороноспособность страны, делает ее более защищенной, минимизирует риски, вызванные геополитической ситуацией в регионе и в мире. В то же время, затраты на оборону стимулируют внутренний рынок, увеличивают занятость, развивают технологии, повышают конкурентоспособность как страны в целом, так и вооруженных сил в частности.

В «Белой книге» в качестве основных приоритетов определена дальнейшая модернизация флота, авиации, кибервойск и спутниковой группировки. Для этого большое значение придается трем составляющим – роботизации, цифровизации и внедрению искусственного интеллекта.

Китай активно развивает робототехнику и технологии управления больших групп беспилотных аппаратов, передвигающихся по земле, воде и воздуху. Идет полным ходом цифровизация армии. Вооруженные силы Китая уже используют военный интернет – коммуникационную систему под названием «Закрытый сегмент передачи данных» на всех уровнях военного управления. Это позволяет иметь сведения о сухопутных войсках, самолетах, которые находятся на аэродромах и в небе, а также о кораблях и подлодках, даже космических аппаратах военного назначения.

Внедрение искусственного военного интеллекта позволит командирам принимать решения быстрее, отдавать приказы сразу нескольким соединениям и подразделениям, видеть многомерную карту поля боя, применять автоматизированные боевые роботы.

Что касается китайского оборонно-промышленного комплекса, то, по оценкам экспертов, он входит в десятку самых мощных ОПК в мире. Здесь можно выделить три ключевых фактора резкого прорыва в оборонном строительстве Китая.

Во-первых, Китай внедрил новую модель управления оборонной промышленностью, сделав ее более «рыночной». А внедрение цифровых технологий и, связанных с ними, бизнес-процессов на предприятиях оборонного сектора позволило сократить количество рабочего персонала, создать консолидированные производственные цепочки. В настоящее время многие конгломераты разбиты на более мелкие компании, вынужденные конкурировать друг с другом за госзаказы и экспортные контракты.

Во-вторых, Китай в последние годы сделал ставку на углубленную военно-гражданскую интеграцию, активно используя в ОПК наработки коммерческого сектора и поощряя военные заводы коммерциализировать свои разработки.

В-третьих, наибольший эффект оказало многократное увеличение военного бюджета. Китайские предприятия получили возможность привлекать лучших выпускников ВУЗов, вкладываться в научные разработки и тестировать новые виды техники.

 Таким образом, учитывая экономические реалии Китая и мудрое управление, можно рассчитывать на то, что поставленные цели по строительству вооруженных сил будут достигнуты.

  Что касается двустороннего казахстанско-китайского военного сотрудничества, то с момента обретения суверенитета Республикой Казахстан наблюдается положительная динамика в установлении тесных партнерских

 отношений.

Китай одним из первых признал независимость Казахстана. За

прошедшие 30 лет страны вывели межгосударственное сотрудничество на максимальный уровень стратегического партнерства. Это, в основном, касается торгово-экономической сферы. В военной сфере взаимодействие не такое активное и плодотворное, но имеет большие перспективы.

В концептуальных документах, в сфере военной безопасности как Казахстана, так и Китая, созданы механизмы военного и военно-технического сотрудничества, которые позволяют перевести их в активную практическую фазу.

Военное и военно-техническое сотрудничество

С 1998 года по настоящее время казахстанские Вооруженные Силы получили от Китая безвозмездную помощь в виде военного имущества более, чем на 160 млн юаней.

Так, по оценкам ЦАМТО, за 2008–2015 годы Китай осуществил поставки продукции военного назначения в Казахстан на 75 млн долларов.

В 2016–2019 годах китайский экспорт продукции военного назначения составил 60 млн долларов, что, с учетом поставок их в 2008–2015 годах, приблизительно составляет 0,12% от всей доли всего экспорта Китая в Казахстан. Это, конечно, совсем небольшая цифра, но тенденция к расширению сотрудничеству в данной сфере имеется.

Что касается совместных казахстанско-китайских предприятий в сфере отечественного ОПК, то здесь пока мало опыта, но имеется большая ниша для китайской стороны в сегментах БПЛА, РСЗО, транспортных военных самолетов, продукции электронной промышленности и др.

Совместные предприятия, локализованные в Казахстане, могли бы решить сразу несколько задач:

во-первых, обеспечить трансферт технологий, который стимулирует развитие отечественного ОПК;

во-вторых, увеличить местное содержание продукции;

в-третьих, более эффективнее продвигать совместный продукт на внешние рынки.

Выставки ВВТ

Для развития военно-технического сотрудничества между нашими странами важным является участие китайских делегаций и компаний в международных выставках ВВТ, проводимых казахстанской стороной на территории РК.

Первую в Казахстане выставку ВВТ «KADEX-2010» (Kazakhstan Defenсe Expo) посетила делегация из Китая под руководством Министра обороны КНР генерал-полковника Лян Гуанле. В выставке приняли участие более 200 компаний из 19 стран. Китайские компании в выставке не участвовали.

На «KADEX-2012» были приглашены 253 оборонных предприятия из 23 стран. В сравнении с выставкой 2010 года особенностью этой выставки стало наличие действующих образцов вооружения. КНР была представлена дипломатическим корпусом на уровне посла и военного атташата.

На выставке ВВТ «KADEX-2014» приняли участие три китайские компании.

На выставке ВВТ «KADEX-2016» участвовали уже восемь китайских компаний и, в рамках деловой программы, казахстанские производители заключили с ними два контракта. В частности, казахстанская компания «Казтехнология» заключила два контракта с китайской компанией «Norinco Corp», предметом которых стала передача Казахстану оборудования и технологии по производству крупнокалиберных боеприпасов.

На первой юбилейной – пятой выставке – «KADEX-2018» делегация КНР была представлена уже десятью компаниями. Исходя из отраслевой специфики предприятий, которые Китай делегировал для участия в «KADEX- 2018», можно сказать, что предлагаемая продукция вполне соответствует запросным позициям Казахстана.

Таким образом, наметилась положительная тенденция по участию китайских производителей продукции военного и двойного назначения в проводимых выставках ВВТ на территории РК.

Военные учения

Немаловажная роль в военном сотрудничестве между Казахстаном и Китаем отводится военным учениям.

Планирование и координация совместных учений проходят в рамках ежегодных встреч ШОС на уровне министров обороны, в рамках которых казахстанские и китайские военные тесно сотрудничают.

Сотрудничество в сфере военного образования

По мере развития военного сотрудничества между Казахстаном и КНР наблюдается растущий интерес в получении военного образования в Китае среди казахстанских военнослужащих. Это не удивительно, принимая во внимание успехи Китая в оборонной сфере и растущий уровень китайских военных вузов.

За последние два десятилетия более 200 казахстанских военнослужащих обучались в военных ВУЗах Китая. В настоящее время по различным военным специальностям в высших военных учебных заведениях Китая обучаются более 30 казахстанских военнослужащих.

На базе Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы открыта аудитория военного искусства вооруженных сил Китая, а в 2018 году в республиканской школе «Жас улан» открыт класс, в котором, в качестве основного иностранного языка жасулановцы будут изучать не только английский, но и китайский язык.

Кибербезопасность

Одним из важных направлений является сотрудничество в сфере кибербезопасности. Минимизация киберугроз, связанных с программным обеспечением и оборудованием, потребовала от Казахстана приступить к созданию отечественной электронной и софтверной промышленности.

Здесь необходимо стимулировать интерес к этому со стороны китайских компаний, а со стороны Казахстана необходима государственная поддержка инициатив, связанных с обеспечением региональной безопасности и безопасности совместных инфраструктурных и иных проектов.

Приграничное сотрудничество

Областью потенциального сотрудничества является управление границами. Граница между Казахстаном и Китаем протянулась на 1 520 километров. Это, в сочетании с наличием угроз сепаратизма, трансграничных преступных групп, контрабанды и нелегальной миграции, отражает общие интересы безопасности Казахстана и Китая, требует сопрягаемых решений по обеспечению оптимального функционирования переходов.

Подытоживая изложенное следует выделить перспективы дальнейшего развития казахстанско-китайского военного и военно-технического сотрудничества.

Наиболее перспективными направлениями деятельности являются:

Во-первых – это совместные разработки и производство продукции военного и двойного назначения в целях обеспечения национальных нужд и продвижения совместной продукции на рынки третьих стран. Закупки также будут иметь место, однако, они не станут основной формой сотрудничества и будут носить, в основном, точечный характер.

Во-вторых, в создании двустороннего механизма по обеспечению региональной безопасности, а также безопасности различных двусторонних и многосторонних проектов, таких как «Пояс и Путь», подразумевающих защиту нефтегазопроводов, крупных инфраструктурных и иных объектов.

Наиболее вероятные совместные проекты

Во-первых, проект «Цифровой шелковый путь» (обмен опытом, информацией, обучение специалистов и пр.) на базе развития долгосрочных партнёрских отношений по обеспечению кибербезопасности.

Во-вторых, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам региональной безопасности и созданию цифровой платформы «Пояс и Путь».

В-третьих, увеличение количества казахстанских военнослужащих, направляемых в военные ВУЗы Китая, усиление интеллектуального взаимодействия в сфере военной науки и обмена опытом.

В-четвертых, совместная разработка проектов в сфере кибербезопасности, в связи с кибернетическими вызовами национальной и региональной безопасности.

В-пятых, разработка регламентов взаимодействия военных в условиях пандемии по обеспечению безопасности в приграничных районах.

Джуманбеков Д.М., профессор Академии КНБ РК, эксперт ЦВСИ МО РК

Махмеджанова Л.Н., преподаватель Академии КНБ РК, канд. экон. н аук

 

 

В статье рассмотрены вопросы современного состояния борьбы с террористической деятельностью, выделены этапы финансирования, обозначены проблемные направления противодействия финансированию терроризма. Рассмотрены различные подходы к формированию пороговых (критических) значений индикаторов экономической безопасности. На основе анализа работ отечественных и зарубежных специалистов по рассматриваемой проблеме, а также наработок авторов статьи предложен состав основных индикаторов национальной безопасности государства по рассматриваемой проблематике и проведена его адаптация применительно к современным казахстанским условиям; даны примеры их определения и обоснования. 

Джуманбеков Дженисбек Мухамедкаримович,

генерал-лейтенант в отставки, ведущий сотрудник АО «ЦВСИ», профессор Академии КНБ РК. 

 

Annotation. This report considers the questions of demand and necessity of formation of cybersecurity culture in the society of the Republic of Kazakhstan. In the report there were proposed measures for the comprehensive formation of cybersecurity culture.

Ключевые слова: Информация, кибертерроризм, кибербезопасность, кибергигиена и киберкультура. 

 

Применение информационных технологий во всех сферах деятельности общества стало нормой. Темпы ее развития и внедрения очень высоки, что свидетельствует об устойчивом движении общества к развитию и самосовершенствованию, а с другой стороны это создает проблемы, связанные с освоением технологий и безопасностью информационных ресурсов.

Научно-технические достижения и инновации могут быть использованы отдельными лицами, организованными группами или спецслужбами иностранных государств как средство террора или несанкционированного воздействия на информацию и инфраструктуру автоматизированной системы управления (АСУ). Компьютерный террористический акт способен стать действенным орудием массовой дезорганизации. Ситуация усугубляется тем, что средства, позволяющие разрушить компьютерные системы и другие электронные устройства, становятся все более доступными. [5]

А.Ф. Мухаметов, главный эксперт 

АО «Центр военно-стратегических

исследований», кандидат военных наук, 

г. Нур-Султан

 

Реалии и угрозы международной безопасности

 

Введение

Одной из важных черт международных отношений является их анархичность. Такая особенность международной среды признаётся многими экспертами-международниками и напрямую связана с неразрешенностью проблемы безопасности. До тех пор, пока в мире есть государства, международная безопасность, к сожалению, не может быть тотальной или абсолютной. Данная категория останется относительной и всегда будет зависеть от политической воли правящего руководства государств. Конечно, международная политика не сводятся только к внешнеполитической деятельности государств. Но было бы ошибкой недооценивать роль, которую они (государства) продолжают играть в оценке угроз внешнего мира, в адаптации наций к международному окружению, в сохранении их идентичности, защите ценностей, т.е., национальной безопасности в широком смысле. Особенно это актуально в условиях глобализации и демократизации, повышения степени информатизации международных отношений, потому что всё это создает широкий потенциал для развития, но одновременно делает всю систему более уязвимой для международного терроризма, оружия массового уничтожения, информационного и других видов нетрадиционного оружия.

 

 

А.Ф. Мухаметов, главный эксперт 

АО «Центр военно-стратегических

исследований», кандидат военных наук, 

г. Нур-Султан

 

Борьба с коррупцией: восприятие, рейтинг, опыт.

 

«Чтобы различать хорошее и плохое, добро и зло, нам не нужны адвокаты. Эти понятия заложены в каждом из нас».

Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew), 1967 год.

 

Call-центр Антикоррупционной службы – тел. 1424 доступен (бесплатно) для всех видов телефонной связи на всей территории Казахстана.

 

Введение

Документ ООН о борьбе с коррупцией определяет явление коррупции как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Под коррупцией подразумеваются такие явления, как: a) кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; b) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод в итоге неофициального использования официального статуса; с) конфликт интересов между служебным долгом и личной корыстью.

Коррумпированность госструктур в разных странах оценивается по-разному. Поэтому, для хотя бы приблизительного сопоставления положения с коррупцией на глобальном уровне используются данные независимых аналитических структур, например, Индексы восприятия коррупции, регулярно публикуемые «Transparency International» (далее – TI-2018) – неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции в мире. Её рейтинги основываются на перекрёстных и независимых опросах, в которых участвуют наиболее авторитетные правозащитные и финансовые эксперты, в том числе из Всемирного банка, Азиатского и Африканского банков развития, организации «Freedom House». Данные рейтинги представляют собой оценку от 0 (максимальный уровень) до 100 (коррупции нет). Показатель коррумпированности рассчитывается по методике, опирающейся на такие критерии, как: «защита прав человека», «судопроизводство», «неформальные платежи и взятки» «открытость правительства», «размеры взяток», «незаконное использование государственных средств» и др. В открытых источниках конкретные факторы, по которым проводится оценка государств, не публикуются, ознакомиться можно только с окончательным рейтингом. Как утверждает организация TI, конечная оценка учитывает национальные особенности той или иной страны.

Противодействие коррупции есть важнейшая государственная задача во многих странах, так как коррупционные правонарушения, совершаемые чиновниками, причиняют зримый урон авторитету власти, тормозят работу её органов, особенно силовых, подрывают у населения доверие к власти. Уровень коррупции оценивать чрезвычайно сложно, поэтому и рейтингам безоговорочно доверять нельзя, поскольку любой рейтинг в той или иной степени субъективен, некорректен и несовершенен. Об этом свидетельствует опыт многих государств мира, далеко продвинувшихся по пути эффективного противодействия коррупции.

 

 

Международная обстановка отличается исключительной сложностью, динамичностью, напряженностью и периодическим обострением противоречий между странами, этническими, религиозными, политическими, социальными и иными группами, что становится причиной конфликтов. Несмотря на декларируемое в мире стремление к мирному разрешению конфликтов, военная сила остается одним из главных аргументов в разрешении противоречий.

Мы видим, как актуально в наши дни глубокое изучение причин и характера военных конфликтов, поиска путей их разрешения, выработки мер по подготовке государства и его вооруженных сил к обороне.

Суббота, 22 июня 2019 11:36

О стоимости парашютных систем

Парашют – это приспособление для торможения объекта посредством использования атмосферного сопротивления.

 

 

Индивидуальное снаряжение парашютиста – это не только купол.

О нем надо начинать думать, когда уже приобретены:

  • парашютный шлем,
  • парашютная одежда,
  • парашютный высотомер,
  • страхующие приборы.

На стоимость парашюта влияют самые разные факторы на стоимость:

  • материал,
  • вид и назначение,
  • рекомендуемая загрузка.

Национальный институт оборонных исследований (НИОИ) – мозговой центр Министерства обороны Японии, уникальная национальная академическая организация, основанная в целях безопасности Японии. Институт проводит политически ориентированные исследования по политике безопасности и военной истории, вместе с тем проводит обучения для руководителей, как и любой иной Национальный университет обороны в других странах, для старших офицеров сил самообороны и должностных лиц Министерства обороны и других министерств и агентств. К тому же как первоочередная военно-историческая организация Японии, НИОИ также поддерживает и демонстрирует архивы военной истории.

Деятельность ученых страны на текущем этапе развития научно-технологической деятельности направлена на реализацию республиканских целевых и прикладных научно-технических программ, программ фундаментальных исследований, сформированных в соответствии с государственными приоритетами, и развитие инновационной деятельности в Казахстане. Развитие казахстанской науки в основном сконцентрировано на 5 приоритетных направлениях: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны [5].

На танки Т-72 и их ближайшие модификации устанавливается танковый дизельный двигатель В-46-6.

Двигатель В-46-6 относится к двигателям семейства В-2 (ведет свою историю с установки на танк Т-34) и предназначен для установки на танки, тракторы, маневровые тепловозы, автомобильные и гусеничные шасси, погрузчики, бульдозеры, подъемно-транспортные машины, нефтебуровые установки, суда, а также для привода генераторов, насосов, компрессоров.

 

Основные характеристики:

12-цилиндровый;

2-блочный (с V-образным расположением блоков);

4-тактный быстроходный многотопливный дизель с наддувом;

мощность 710 л/с.;

масса 1020 кг.

Основные производители – УВЗ (Н.Тагил), ЧТЗ (Челябинск)

Цена двигателя В-46-6 на рынке зависит от величины партии и условий договора, например:

1. Двигатель В-46-6 – 10 штук, цена – 336000 рублей за штуку,

Продавец: ООО "АльянсСнабКом", Екатеринбург, Россия.

2. Двигатель В-46-5СУ гражданского назначения – средняя цена 1110000 руб. за единицу (в условиях договора – полный пакет документов. ЗИП. Гарантия – 2 года или 3000 моточасов, отгрузка с завода в любой регион РФ, с возможностью поставки запасных частей к двигателю В-46-5СУ).

Продавец: ООО «АРМАДА», Челябинск, Россия.

3. Двигатель В46 – цена 2 400 000 руб/шт.

Продавец: ООО «Макос», Челябинск, Россия.

 

Материал подготовлен Департаментом оборонных исследований АО «ЦВСИ» с использованием открытых источников.

Please publish modules in offcanvas position.