Вооруженные силы Китая были основаны 1 августа 1927 года во время гражданской войны. За 93 года своей современной истории они проделали колоссальный путь от самой отсталой до одной из сильнейших армий на планете. Эксперты ставят ее на второе или на третье место в мировом рейтинге вооруженных сил.
История китайских вооруженных сил насчитывает более четырех тысяч лет. Многие древние знания об искусстве войны до сих пор практикуются в военных ВУЗах Китая.
Но датой создания НОАК считается 1 августа 1927 года, когда в ходе восстания в городе Наньчан была основана Красная армия Китая под руководством будущего руководителя страны Мао Цзэдуна. Красная армия Китая сражалась против вооруженных сил Гоминьдана, затем боролась против японских интервентов. Название НОАК она получила после окончания Второй мировой войны.
Начиная с 50-х годов НОАК пережила несколько существенных сокращений и наиболее значительное из них было проведено в начале 80-х годов. До этого времени китайская армия была, в основном, сухопутной. После того, как вероятность войны на севере снизилась, китайское руководство стало уделять больше внимания югу – Тайваню, спорным территориям в Южно-Китайском море.
В 90-е годы прошлого века руководство КНР начало программу модернизации национальных вооруженных сил, которая привела к впечатляющим результатам. Больше внимания стало уделяться развитию военно-морского флота, ракетным войскам и военно-воздушным силам.
Реформы председателя КНР Си Цзиньпина резко повысили боеспособность ВС КНР, сделав ее более мобильной, современной и технически оснащенной.
24 июля 2019 года в Китае была обнародована юбилейная десятая «Белая книга», которая выпускается с 1989 года, под названием «Национальная оборона Китая в новую эру». Основная часть документа посвящена структурным реформам ВС КНР. Также в «Белой книги» определены две основные цели, которые должны быть достигнуты в строительстве вооруженных сил Китая до конца первой половины XXI века: к 2035 году предполагается завершить модернизацию организационной структуры армии, ее вооружения и оснащения; к 2049 году – «превратить вооруженные силы Китая в армию мирового уровня».
Развитие оборонного сектора напрямую зависит от экономического роста страны, который, несмотря на мировые кризисные явления в последнее время, демонстрирует завидную устойчивость.
Таиров Р.А. и Хан А.Д., 30 июля 2020
Увеличение военных расходов повышает обороноспособность страны, делает ее более защищенной, минимизирует риски, вызванные геополитической ситуацией в регионе и в мире. В то же время, затраты на оборону стимулируют внутренний рынок, увеличивают занятость, развивают технологии, повышают конкурентоспособность как страны в целом, так и вооруженных сил в частности.
В «Белой книге» в качестве основных приоритетов определена дальнейшая модернизация флота, авиации, кибервойск и спутниковой группировки. Для этого большое значение придается трем составляющим – роботизации, цифровизации и внедрению искусственного интеллекта.
Китай активно развивает робототехнику и технологии управления больших групп беспилотных аппаратов, передвигающихся по земле, воде и воздуху. Идет полным ходом цифровизация армии. Вооруженные силы Китая уже используют военный интернет – коммуникационную систему под названием «Закрытый сегмент передачи данных» на всех уровнях военного управления. Это позволяет иметь сведения о сухопутных войсках, самолетах, которые находятся на аэродромах и в небе, а также о кораблях и подлодках, даже космических аппаратах военного назначения.
Внедрение искусственного военного интеллекта позволит командирам принимать решения быстрее, отдавать приказы сразу нескольким соединениям и подразделениям, видеть многомерную карту поля боя, применять автоматизированные боевые роботы.
Что касается китайского оборонно-промышленного комплекса, то, по оценкам экспертов, он входит в десятку самых мощных ОПК в мире. Здесь можно выделить три ключевых фактора резкого прорыва в оборонном строительстве Китая.
Во-первых, Китай внедрил новую модель управления оборонной промышленностью, сделав ее более «рыночной». А внедрение цифровых технологий и, связанных с ними, бизнес-процессов на предприятиях оборонного сектора позволило сократить количество рабочего персонала, создать консолидированные производственные цепочки. В настоящее время многие конгломераты разбиты на более мелкие компании, вынужденные конкурировать друг с другом за госзаказы и экспортные контракты.
Во-вторых, Китай в последние годы сделал ставку на углубленную военно-гражданскую интеграцию, активно используя в ОПК наработки коммерческого сектора и поощряя военные заводы коммерциализировать свои разработки.
В-третьих, наибольший эффект оказало многократное увеличение военного бюджета. Китайские предприятия получили возможность привлекать лучших выпускников ВУЗов, вкладываться в научные разработки и тестировать новые виды техники.
#nbsp;Таким образом, учитывая экономические реалии Китая и мудрое управление, можно рассчитывать на то, что поставленные цели по строительству вооруженных сил будут достигнуты.
#nbsp;#nbsp;Что касается двустороннего казахстанско-китайского военного сотрудничества, то с момента обретения суверенитета Республикой Казахстан наблюдается положительная динамика в установлении тесных партнерских
#nbsp;отношений.
Китай одним из первых признал независимость Казахстана. За
прошедшие 30 лет страны вывели межгосударственное сотрудничество на максимальный уровень стратегического партнерства. Это, в основном, касается торгово-экономической сферы. В военной сфере взаимодействие не такое активное и плодотворное, но имеет большие перспективы.
В концептуальных документах, в сфере военной безопасности как Казахстана, так и Китая, созданы механизмы военного и военно-технического сотрудничества, которые позволяют перевести их в активную практическую фазу.
Военное и военно-техническое сотрудничество
С 1998 года по настоящее время казахстанские Вооруженные Силы получили от Китая безвозмездную помощь в виде военного имущества более, чем на 160 млн юаней.
Так, по оценкам ЦАМТО, за 2008–2015 годы Китай осуществил поставки продукции военного назначения в Казахстан на 75 млн долларов.
В 2016–2019 годах китайский экспорт продукции военного назначения составил 60 млн долларов, что, с учетом поставок их в 2008–2015 годах, приблизительно составляет 0,12% от всей доли всего экспорта Китая в Казахстан. Это, конечно, совсем небольшая цифра, но тенденция к расширению сотрудничеству в данной сфере имеется.
Что касается совместных казахстанско-китайских предприятий в сфере отечественного ОПК, то здесь пока мало опыта, но имеется большая ниша для китайской стороны в сегментах БПЛА, РСЗО, транспортных военных самолетов, продукции электронной промышленности и др.
Совместные предприятия, локализованные в Казахстане, могли бы решить сразу несколько задач:
во-первых, обеспечить трансферт технологий, который стимулирует развитие отечественного ОПК;
во-вторых, увеличить местное содержание продукции;
в-третьих, более эффективнее продвигать совместный продукт на внешние рынки.
Выставки ВВТ
Для развития военно-технического сотрудничества между нашими странами важным является участие китайских делегаций и компаний в международных выставках ВВТ, проводимых казахстанской стороной на территории РК.
Первую в Казахстане выставку ВВТ «KADEX-2010» (Kazakhstan Defenсe Expo) посетила делегация из Китая под руководством Министра обороны КНР генерал-полковника Лян Гуанле. В выставке приняли участие более 200 компаний из 19 стран. Китайские компании в выставке не участвовали.
На «KADEX-2012» были приглашены 253 оборонных предприятия из 23 стран. В сравнении с выставкой 2010 года особенностью этой выставки стало наличие действующих образцов вооружения. КНР была представлена дипломатическим корпусом на уровне посла и военного атташата.
На выставке ВВТ «KADEX-2014» приняли участие три китайские компании.
На выставке ВВТ «KADEX-2016» участвовали уже восемь китайских компаний и, в рамках деловой программы, казахстанские производители заключили с ними два контракта. В частности, казахстанская компания «Казтехнология» заключила два контракта с китайской компанией «Norinco Corp», предметом которых стала передача Казахстану оборудования и технологии по производству крупнокалиберных боеприпасов.
На первой юбилейной – пятой выставке – «KADEX-2018» делегация КНР была представлена уже десятью компаниями. Исходя из отраслевой специфики предприятий, которые Китай делегировал для участия в «KADEX- 2018», можно сказать, что предлагаемая продукция вполне соответствует запросным позициям Казахстана.
Таким образом, наметилась положительная тенденция по участию китайских производителей продукции военного и двойного назначения в проводимых выставках ВВТ на территории РК.
Военные учения
Немаловажная роль в военном сотрудничестве между Казахстаном и Китаем отводится военным учениям.
Планирование и координация совместных учений проходят в рамках ежегодных встреч ШОС на уровне министров обороны, в рамках которых казахстанские и китайские военные тесно сотрудничают.
Сотрудничество в сфере военного образования
По мере развития военного сотрудничества между Казахстаном и КНР наблюдается растущий интерес в получении военного образования в Китае среди казахстанских военнослужащих. Это не удивительно, принимая во внимание успехи Китая в оборонной сфере и растущий уровень китайских военных вузов.
За последние два десятилетия более 200 казахстанских военнослужащих обучались в военных ВУЗах Китая. В настоящее время по различным военным специальностям в высших военных учебных заведениях Китая обучаются более 30 казахстанских военнослужащих.
На базе Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы открыта аудитория военного искусства вооруженных сил Китая, а в 2018 году в республиканской школе «Жас улан» открыт класс, в котором, в качестве основного иностранного языка жасулановцы будут изучать не только английский, но и китайский язык.
Кибербезопасность
Одним из важных направлений является сотрудничество в сфере кибербезопасности. Минимизация киберугроз, связанных с программным обеспечением и оборудованием, потребовала от Казахстана приступить к созданию отечественной электронной и софтверной промышленности.
Здесь необходимо стимулировать интерес к этому со стороны китайских компаний, а со стороны Казахстана необходима государственная поддержка инициатив, связанных с обеспечением региональной безопасности и безопасности совместных инфраструктурных и иных проектов.
Приграничное сотрудничество
Областью потенциального сотрудничества является управление границами. Граница между Казахстаном и Китаем протянулась на 1 520 километров. Это, в сочетании с наличием угроз сепаратизма, трансграничных преступных групп, контрабанды и нелегальной миграции, отражает общие интересы безопасности Казахстана и Китая, требует сопрягаемых решений по обеспечению оптимального функционирования переходов.
Подытоживая изложенное следует выделить перспективы дальнейшего развития казахстанско-китайского военного и военно-технического сотрудничества.
Наиболее перспективными направлениями деятельности являются:
Во-первых – это совместные разработки и производство продукции военного и двойного назначения в целях обеспечения национальных нужд и продвижения совместной продукции на рынки третьих стран. Закупки также будут иметь место, однако, они не станут основной формой сотрудничества и будут носить, в основном, точечный характер.
Во-вторых, в создании двустороннего механизма по обеспечению региональной безопасности, а также безопасности различных двусторонних и многосторонних проектов, таких как «Пояс и Путь», подразумевающих защиту нефтегазопроводов, крупных инфраструктурных и иных объектов.
Наиболее вероятные совместные проекты
Во-первых, проект «Цифровой шелковый путь» (обмен опытом, информацией, обучение специалистов и пр.) на базе развития долгосрочных партнёрских отношений по обеспечению кибербезопасности.
Во-вторых, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам региональной безопасности и созданию цифровой платформы «Пояс и Путь».
В-третьих, увеличение количества казахстанских военнослужащих, направляемых в военные ВУЗы Китая, усиление интеллектуального взаимодействия в сфере военной науки и обмена опытом.
В-четвертых, совместная разработка проектов в сфере кибербезопасности, в связи с кибернетическими вызовами национальной и региональной безопасности.
В-пятых, разработка регламентов взаимодействия военных в условиях пандемии по обеспечению безопасности в приграничных районах.